Красота создаётся по компасу (Цвет, свет и пластика в северной архитектуре)На сегодняшний день в нашей загородной архитектуре пока преобладает типовое дешёвое проектирование. А вот у наших соседей, в Прибалтике и Скандинавии, в загородной архитектуре акцент делается на авторские проекты. С малыми объёмами успешно работают как мэтры, так и молодые мастера. Они не только участвуют в местных и международных конкурсах со своими оригинальными идеями, но и реализуют их на практике в виде экстравагантных и одновременно удобных для жизни частных домов.

Чем же необычны и интересны последние достижения архитектурной мысли нашего времени? Сейчас загородный дом представляется как пластический образ, сочетающий прямоугольные объёмы, навесные фасады, игру цвета и светотени. Внешний облик дома взаимосвязан с внутренним миром. Они как бы перетекают друг в друга. Планировка зависит от потребностей семьи, её состава, образа жизни хозяев. Одновременно архитектурный образ загородного дома «вырастает» из особенностей местного ландшафта. Такую архитектуру ещё называют контекстной.

Красота создаётся по компасу (Цвет, свет и пластика в северной архитектуре)Жить за городом — это значит быть внутри природы. Поэтому у дома нет жёстких границ в виде глухих стен или двускатной крыши. Большие окна — в них можно посмотреть из каждой комнаты, и пейзаж за окном будет выглядеть по-разному, в зависимости от точки зрения. Террасы примыкают ко всем основным помещениям, в любой момент можно выйти подышать свежим воздухом, погреться на солнышке, полюбоваться благородными соснами. Современный дом часто строят из нескольких связанных объёмов, которые как бы карабкаются с уровня на уровень, следуя за естественной линией ландшафта.

Какого цвета Петербург?

Развитие загородного домостроения в нашем регионе во многом определяется архитектурными традициями Санкт-Петербурга. Современные архитекторы обращаются к историческому наследию, создавая свои проекты. Иногда проводятся специальные исследования, чтобы опыт прошлого можно было разумно использовать в наше время. Например, есть стереотипные представления о том, что в Петербурге преобладает серый цвет, но они не соответствуют действительности. Ещё при Петре I наш город задумывался и строился разноцветным,нарядным. Здесь были здания песочного, красного, розового, пурпурного, серого, зелёного и белого цветов. Да и сейчас строения имеют самые разные цвета и оттенки.

Как известно, в возведении Северной столицы участвовали знаменитые итальянские и французские зодчие. Благодаря их работе архитектура Петербурга основана на античной традиции — древнегреческой и древнеримской. С другой стороны, образцом при строительстве стал Амстердам, где па набережной сплошной линией строились здания разных цветов. Вот так в нашем городе соединились и южная, и северная традиции архитектуры. И в обеих активно использовался цвет.

Доминирование в городской среде безликого серого цвета произошло в результате целого Комплекса причин. Превалирование серого цвета характерно для неоклассицизма. В конце XIX века цветовая гамма города стала более однообразной, монотонной. На протяжении столетий, вплоть до недавнего времени, никто не мыл фасады. Пожалуй, поэтому все здания выглядели серыми. Общий фон Санкт-Петербурга и Ленинградской области кажется серым из-за неба, большую часть года пасмурного. Попытка ввести цвет в архитектуру была сделана в 1970-х годах. Однако использовались недолговечные материалы. Эмаль впитывала пыль. Изображение постепенно тускнело и выцветало. Сегодня историческое, петровское, отношение к цвету возвращается к нам как в бережно отреставрированных памятниках архитектуры, так и в ярких красках современных загородных домов.

Отношение к цвету в Северной Европе

Традиционная скандинавская архитектура не испытала влияния Римской империи. Типичная цветовая гамма состояла из приглушённых цветов, гармонировавших со сдержанной северной природой. Ярко раскрашивались только некоторые элементы, находившиеся на виду. Это конёк, опора крыши, фронтоны, окна, двери, наличники.
Красота создаётся по компасу (Цвет, свет и пластика в северной архитектуре)Сейчас скандинавы исповедуют новую культуру цвета. С 1950-х годов, когда химики научились производить широчайшую гамму стойких красящих пигментов (называют 16 миллионов оттенков), в северных широтах началась жизнь в ярком цвете. В скандинавских городах цвета стало больше. Иногда это явление даже называют цветовой гипертрофией. Весёлые разноцветные фасады вы увидите в Норвегии, Дании, Эстонии, Швеции, Финляндии. Жители больше не боятся красить свои дома в яркие цвета. Это связано, в первую очередь, с тем, что при строительстве используются высококачественные материалы. Цвет надолго сохранится в первоначальной яркости п свежести. Поверхность не выгорит, не выцветет.

В Скандинавии цвет часто используют, чтобы компенсировать недостаток естественного света. Доказано, что северянам не хватает цветового разнообразия, особенно зимой, когда в природе преобладают белый и чёрный цвета. Насыщая цветом окружающую среду, человек успешно борется с депрессией и «цветовым голодом».

Много экспериментируют с цветом в архитектуре Голландии. Например, в Амере построен загородный дом-коммуна (для пяти хозяев) позитивно воспринимающегося оранжевого цвета. Разноцветные полупрозрачные балконы жилого комплекса WOZOCO в Амстердаме придают зданию радостный вид. В лучах солнца они вспыхивают яркими всполохами. Есть и здание, где все этажи — разного цвета. В жилом доме на плоской крыше старого дома в Роттердаме выстроены новые объёмы, покрашенные в радикальную лазурь В голландских городах появились даже цветные улицы. В небольшом городе Скидаме, который традиционно считался в Нидерландах беднейшим, в 2003 году одну из улиц выкрасили в жёлтый цвет. Поблескивая будто золото, она символизирует начало пути к славе и удаче.

Жизнь в ярком цвете

Цвет и светотень используются в архитектуре как способы придать зданию наиболее выразительную форму. С точки зрения архитектора, цвет — свойство поверхности ли пропуская насквозь. Основными цветовыми характеристиками являются тон (оттенки), насыщенность, яркость и светлота.
В проектировании большое значение имеет цветовое решение. Цвет способен оживить нейтральную плоскость, выявить в пространстве, «разрушить» объём или плоскость, украсив их рисунком или орнаментом. Основные рабочие приёмы при оформлении фасада с помощью цвета — это использование контраста, нюансировка, акцентирование на деталях.
Задаётся фон, например, белый. На нём цветом выделяются объёмы, пересекающие основную форму, например, балконы и эркеры. Либо, можно сделать акцепты па цветной графике или мелких деталях.

Ориентация по сторонам света

Красота создаётся по компасу (Цвет, свет и пластика в северной архитектуре)На стадии проектирования архитектор ориентирует дом по сторонам света. Если «вопрос компаса» решён правильно, освещённость всех комнат будет оптимальной. Существует такое понятие, как «инсоляция», т.е. продолжительность попадания прямых солнечных лучей в помещение в течение дня. Оно нормируется законодательно. Согласно современным нормам, в квартире или жилом доме должно быть необходимое количество помещений, которые освещаются прямым солнечным светом в течение определённого времени. Число этих помещений и продолжительность инсоляции варьируется для каждого региона нашей страны в зависимости от климата и географической широты. Например, в четырёхкомнатном доме, расположенном в Санкт-Петербурге или в Ленинградской области, должны быть две комнаты, освещаемые прямыми солнечными лучами в течение двух с половиной часов в дни весеннего и осеннего равноденствия.

Важность солнечного света для здоровья и настроения человека трудно переоценить. Под действием живительных лучей в доме создаётся комфортная температура, очищается воздух. Современная архитектура способна успешно ком-нашем регионе.

В основе одного из проектов, разработанных «Архитектурно-проектным бюро «АББРЕВИАТУРА», — красивая идея максималыю аккумулировать солнечный свет в доме. Для этого в слабо освещённых частях здания, находящихся под выносами кровли и балконами, сделаны большие окна. С трёх сторон оно фланкировано террасами, а на крыше эркера, выходящего па основной фасад сделана площадка — солярий. Кухня своими окнами ориентирована на восток. В кухне мы начинаем день за завтраком и, по замыслу архитектора, встречаем восход солнца. Дом спроектирован так, что солнечный свет как бы переходит из комнаты в комнату вместе с хозяевами, в соответствии с распорядком дня. Воскресный полдень семья может провести па южной террасе или солярии, а закат встретить в гостиной, где стеклянная стена выходит на западную террасу и зелёную лужайку.

Между светом и тенью

Красота создаётся по компасу (Цвет, свет и пластика в северной архитектуре)Светотень — отношение светлых и тёмных участков на поверхности здания. Светотень усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы. Освещение играет чрезвычайно важную роль для создания архитектурного образа. Свет бывает прямой, рассеянный, отражённый. Законы естественного освещения связаны с ориентацией здания по сторонам света, сменой сезонов, времени суток. Например, прямые лучи могут освещать южный, восточный, западный фасады. Эти фасады, в отличие от недостаточно освещённого северного, могут не требовать подчёркнутой проработки декоративных элементов, если на них присутствуют яркие тени от выступающих частей здания. Интенсивный поток света вызывает у людей прилив сил и радостное настроение, что подходит для жилых помещений, связанных с активной деятельностью человека.

Выразительность фактуры

Чтобы сделать пространство насыщенным, сложным, интересным, сейчас всё чаще комбинируют разные мате-
риалы или разные фактуры. Поверхность может быть гладкая, рельефная, необработанная, окрашенная и неокрашенная, оштукатуренная. В классической архитектурной традиции было принято прятать исконную поверхность стен, заштукатуривая, закрашивая их. Начиная с XX века архитектура не прячет, а раскрывает красоту строительных материалов — как традиционных, так и произведённых промышленным способом. Это дерево, камень, кирпич, бетон, металл, стекло, пластик.

В современной архитектуре активно используется эстетическая выразительность фактурных поверхностей. Наверно нет такого отделочного материала, который не обладал бы интересной и яркой фактурой. Во всяком случае, архитекторов привлекают богатейшие возможности, таящиеся как в природных, так и в промышленно произведённых материалах. Очень интересно смотрится контрастное сопоставление различно обработанных поверхностей, будь то разные виды штукатурки, дерева, камня, бетона. Не менее эффектно сочетание фактур различных материалов (штукатурка и бетон или глазурованный кирпич, естественный или искусственный камень). Фактурно-цветовую гамму обогащают стекло, витражи, майолика. Благородный блеск или мерцание стекла неожиданно оттеняется шероховатой поверхностью бетона.

Найти своего архитектора

Когда вы принимаете решение строить загородный дом, то как правило, ещё не представляете, каким он будет. Задача архитектора как раз в том и состоит, чтобы понять истинные запросы заказчика и претворить их в жизнь в виде гармоничного единства конкретных архитектурных приёмов. Понятно, что лучше выбрать профессионала, которому вы сможете полностью доверять. Очень важно — найти с архитектором общий язык, достичь взаимопонимания.

Красота создаётся по компасу (Цвет, свет и пластика в северной архитектуре)Представьте, у вас есть фантастическая возможность заказать дом у кого-то из легендарных мастеров, чьи идеи сейчас изучаются и творчески переосмысливаются. «Звёзды» архитектуры по-разному работали со своими заказчиками. Например, Ле Корбюзье считал, что следовать фантазиям клиентов — это значит облекать в форму их нереализованные комплексы и истерики. По мнению великого швейцарца, стандартизованное жилище подойдёт любому человеку

А вот один из наиболее влиятельных архитекторов Америки Антуан Предок ведёт себя с заказчиками как психотерапевт юнгианского толка, исследуя фантазии, сны, желания.

Основатель органической архитектуры Ф.Л. Райт проектировал дома, живя в которых, люди приобщались к красоте природы. Он был уверен, что тесная связь с ней всегда улучшает физическое и эмоциональное состояние человека. Говорят, любимым словом Райта было «человечность».
От методики архитектора, его концептуального подхода зависит, примете ли вы созданный проект дома, будете ли вы чувствовать себя в нём хорошо и удобно.

Когда мы спросили архитектора Вадима Рохлина, что является основным принципом его творчества, он ответил девизом своей компании: «Каждый имеет право на красоту». В этой краткой и ёмкой формуле заключено уважение к человеку и уверенность, что можно создать дружественную, радостную среду для каждого. Нет предпочтения по возрасту или стилю жизни. Будь вам 18 или 75, живёте вы с семьёй или сами но себе, любите вы гостей или предпочитаете спокойно проводить время, архитектор создаст дом, в котором отразится ваша индивидуальность.

С настоящим архитектором, профессиональным и опытным, интересно общаться. Он сразу «запускает» творческий процесс, в котором вы участвуете как равноправный партнёр. Для поиска самого лучшего решения важны ваши идеи, мысли, эмоции. Если вы открыты для нового, доброжелательны, креативны, ваше сотрудничество с архитектором будет успешным, а дом получится таким, чтобы глаза радовались, а душа расцвела.

Ирина Хлызова
По материалам журнала «Землевладелец северо — запада. Загородное строительство»