По плану дом должен быть, прежде всего, рациональным, простым, спроектированным экономично и так, чтобы его можно было быстро построить. Еще большее влияние на комфорт проживания оказывают пространственная среда, свет и природное окружение.

Хозяева дома — семья архитекторов — не сразу решились на его строительство. Сначала они пытались купить дом. Они осмотрели около 80 объектов недвижимости, прежде чем отказались от этой идеи. Предложение рынка недвижимости не оправдало их ожиданий. Архитекторы считали, что их требования по отношению к жилью обычны и рациональны, и удовлетворить их просто, а оказалось, что они являются нестандартными. Дома, которые они осматривали, были для них слишком большими, имели неэкономичную планировку (например, большую типовую лестницу), жилые мансарды и площади, которые можно было бы использовать значительно лучше. Неудачливые покупатели жаловались, в частности, на вездесущие наклонные потолки мансард, которые ассоциировались у них с неудобством и сложностями с обустройством интерьера. Они так и не нашли дом, который бы отвечал их ожиданиям. Тогда было принято решение о его проектировании.

Дом, которого не было

Рационализм с душойДва этажа дома имеют полную высоту и прямые потолки без скосов. Первый этаж просторный, открытый и предназначен для всех, второй -это семейная зона со спальнями и ванными комнатами для родителей и детей. Обе зоны пространственно объединяет высокая гостиная. Решившись построить дом под Варшавой, хозяева были вынуждены смириться со скатной крышей, потому что таковыми являются условия застройки в населенных пунктах, расположенных за чертой города.

Рационализм с душойНо после представления проекта они добились согласия на то, чтобы уклон ската крыши был небольшим. В настоящее время он составляет 17,5° — минимум, который делает возможной установку мансардных окон. В двухэтажных домах, в которых каждое помещение второго этажа может иметь большие окна с видом на сад, мансардные окна устанавливают редко. И все же для архитекторов возможность их применить послужила главной причиной использования традиционной четырехскатной крыши. В домах с жилой мансардой окна на крыше чаще всего являются необходимостью, а здесь они превратились в средство сделать естественное освещение более разнообразным. Благодаря им комнаты и ванная на втором этаже освещены красивым рассеянным светом: из них открывается вид на кроны деревьев.

Рационализм с душойВысокая двухъярусная гостиная — душа дома. Она, как большой световой фонарь, объединяет пространство второго и первого этажей.

Форма дома напоминает кубик. Снаружи отсутствуют какие-либо привычные признаки престижа. У дома нет даже специально выделенного главного фасада. Входная зона расширена, но имеет функциональный характер: навес на два автомобиля, кладовая для садового инвентаря, пандус, ведущий к двери. Это простая архитектура, детали которой выполняют практические функции. Использованы два типа окон. Рационализм с душойС южной и западной сторон, там, где контакт внутренних помещений с окружением должен быть полным, окна большие с наружными деревянными или металлическими жалюзи. С северной стороны (то есть в этом случае также со стороны главного фасада) -узкие и длинные. Они уменьшают потерю тепла, пропускают свет, но не позволяют заглядывать внутрь. Контрастное сопоставление размеров проемов имеет рациональное обоснование в ориентации помещений, где расположены окна. Раздвижные ставни-жалюзи защищают от избытка солнца и вместе с тем оживляют фасады, вносят разнообразие.

План дома прост и функционален, принцип формообразования — логичен и доступен пониманию. Архитекторам доставляет удовольствие осознание того, что дом является «прямоугольным», упорядоченным, а его пространственную форму несложно представить. Здесь нет пространств, выполняющих непонятные функции, ненужных коридоров и закоулков.

Проект

Хозяева хотели побыстрее вселиться в готовый дом. А это означает, что самой важной их задачей было, чтобы строительство протекало гладко и не длилось слишком долго. Вместе с архитектурной концепцией возник проект конструкции, который должен был этому способствовать. Чтобы минимизировать работы на стройке, архитекторы постарались придумать повторяемые элементы, простые для выполнения и соединения друг с другом. Главные конструкционные элементы были подготовлены вне строительной площадки и смонтированы на месте.

Рационализм с душойЭто четыре стальные колонны посередине дома высотой от пола первого этажа до крыши, которые позволили сделать центральную часть дома высотой в два этажа. Колонны поддерживают две рамы каркаса — конструкцию перекрытия первого этажа, а также стропильные балки крыши. Перекрытие над первым этажом опирается на наружные стены и на три стальные балки, которые отделяют пустое пространство высокой гостиной (одновременно скрепляя колонны). Эти главные элементы конструкции — как колонны, так и балки — видны внутри дома.

Остальные части конструкции являются типовыми. Наружные стены однослойные, сооруженные из больших блоков ячеистого бетона. Перекрытие — деревянное. Владельцы выбрали его, исходя из короткого срока изготовления и доступности материала. Они хотели также проложить электропроводку и трубопроводы в пустом пространстве между балками перекрытия, но исполнители не до конца поняли эту идею и не реализовали ее. Конструкция крыши представляет собой классическую деревянную стропильную систему, опирающуюся на стальную раму. Простая одномаршевая лестница выполнена из монолитного железобетона.

Архитектура и конструкция здания не рассматривались отдельно. Конструкционный проект не сводился к расчетам, производимым на основании концепции и не оказывающим влияния на идеи архитектора. Здесь конструкция дома не просто подчинена форме, а участвует в ее создании.

Интерьер с душой

Войдя в дом, мы сразу же попадаем в «зону занятий» — согласно определению хозяина дома. Прихожая со шкафом, маленький туалет соседствуют с просторным хозяйственным помещением с одной стороны и домашней мастерской с другой. Расположенная поперек лестница выразительно обозначает границу перехода в зону отдыха, находящуюся в глубине дома: гостиную, столовую и кухню. Таким образом, кухня не является, как во многих частных домах, местом, откуда можно наблюдать дорогу и двор. Она расположена далеко от входа, в юго-восточном углу, рядом с гостиной. Так же, как и все пространство для отдыха, она направлена в сторону лесного участка, где с юга три низкие террасы выходят в сад подобно деревянным помостам. Угловая терраса специально выдвинута так, чтобы на нее попадали лучи заходящего солнца. Благодаря различной высоте своих различных участков открытое центральное пространство дневной части является очень привлекательным. Высокая часть гостиной притягивает взор и соединяет все зоны дома, более низкое пространство помогает сосредоточиться.

Рационализм с душойКажется, что весь интерьер дома можно охватить взглядом с любого места. С первого этажа можно посмотреть вверх, а со второго — заглянуть вниз. Даже из спальни хозяев дома благодаря стеклянной вставке в стене можно увидеть гостиную. По этой же причине балюстрада антресоли имеет ажурные пролеты. Двухсветное центральное пространство позволило соединить окружение дома и интерьер, что создает одновременно разнообразную и цельную среду обитания.

Интерьерные «деликатесы»

Удачно подобранные цвета способствуют хорошему восприятию пространства. Потолки и стены в солнечном свете играют всеми оттенками белого. Изменчивое естественное освещение добавляет, а не отнимает у них цвет. Третий цвет — прохладная серость стальной конструкции -связывает белизну стен с теплым оттенком полов. Композиция цветов интерьера такая же, как и фасада. Как будто авторы дома старались подчеркнуть продуманность и взвешенность всех интерьерных решений. Владельцы со знанием дела позаботились о деталях, с виду простых и незаметных, но создающих особый род комфорта — без декораций и роскоши. Например, стол из кедра. По весу и добротности он сравним с антикварными аналогами, но благодаря изысканной простоте отвечает современным дизайнерским трендам. Эффект спокойствия создают стеклянная дверь и стена ванной. Они подчеркивают мотив легкости и прозрачности перегородок, когда открываются даже те помещения, которые обычно визуально изолируют. Немало внимания уделено также вопросу размещения аудио- и видеотехники. Проблема решена при помощи оригинального предмета мебели — отделенного от пола, подвижного, вращающегося шкафа, который скрывает электропровода и весь набор техники в эстетичной упорядоченной раме.

Элементом интерьера, конечно же, является и свет. Хозяева позаботились о том, чтобы он был интересным как в дневное время, так и в сумерки. В солнечные дни ажурные
деревянные жалюзи на окнах пропускают рассеянный свет. Самые большие окна можно закрывать почти полностью, опустив металлические ролеты. Привычные тканевые шторы и занавески не используются. Открытое пространство дневной части требовало специального проекта электрического освещения. Благодаря ему вечером интерьер наполняется изобилием разнородного света. Главную двухсветную зону дома подчеркивает сценическое освещение — белый свет из направленных вверх прожекторов. Основой освещения дневной части являются размещенные в потолке точечные светильники, которые дают смягченный свет. В частной зоне, в спальнях, кроме деликатных ночных лампочек, применяются потолочные светильники. Освещение спальни хозяев — обтекающее, непрямое, здесь господствуют полутона. Светильники в коридорах и рядом с лестницей расположены низко — это так называемый свет движения, который должен быть функциональным, но не бросаться в глаза.

Анна Вроньска
По материалам журнала Мurator